27.07.2022

Конференция «Подъем затопленных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана»

Ключевые выводы

Общие интересы международного сотрудничества в сфере радиационной безопасности

«В рамках Арктического совета важным форматом прикладного сотрудничества по этой проблематике является экспертная группа по радиации, которая действует в рамках рабочей группы Совета по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации. Приоритеты деятельности этой группы включают, в частности, определение уровней радиационных рисков в арктических государствах и анализ имеющихся пробелов и возможностей для их снижения. В частности, можно отметить совместный с экспертной группой по поиску и спасанию проект «RADSAR», направленный на обмен опытом в проведении поисково-спасательных операций в случае возможной радиационной аварии на море», — Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России.

«Все задачи в сфере экологии, в том числе та задача, которая является темой конференции — подъем затонувших объектов и кораблей — решение всех этих задач в интересах самого широкого круга государств. Подъем и утилизация затонувших объектов — эта задача исключительно важна для всего арктического бассейна, не только для Мурманской области», — Константин Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Мурманская область), член Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.

«Законы физики одинаковы и за рубежом, и у нас. Ничего сверхъестественного в зарубежном опыте подъема затонувших объектов нет. Надо смотреть на смелость, красоту замысла и умение использовать то, что есть», — Андрей Краморенко, д.т.н., НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Инфраструктура и ядерная безопасность — масштабные вызовы для современной России

«В конце прошлого столетия в РФ сложилась достаточно тяжелая обстановка с вопросами обеспечения ядерной и радиационной безопасности северо-западного региона и страны в целом. Причинами этого были большое количество выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, радиоизотопных термоэнерго-генераторов, отсутствие инфраструктуры, позволяющей обращаться с ними, накопленное большое количество ядерного топлива и радиоактивных отходов всех типов (от низко активных до высокоактивных), наличие аварийный подводных лодок, аварийного ядерного топлива. Количественными показателями можно считать, что суммарная активность всех накопленных ядерных материалов составляла около 20 млн. Кюри. Суммарный вес подлежащих утилизации радиоактивных конструкционных материалов составлял около 150 тысяч тонн. Общий вес подлежащего разделке металла подводных лодок около 1,5 млн. тонн. Эти показатели были недостижимыми в то время для того, чтобы обеспечить соответствующее финансирование», — Анатолий Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи, Госкорпорация «Росатом».

«Опыт последних лет показывает, что Государственная программа 22 «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» — самая эффективная из всех государственных программ. Эта программа наполняется новой тематикой, она получила от руководства страны новые очень важные задачи — Северный морской путь, освоение Арктики, а также обращение с отходами 1-го и 2-го класса», — отметил Геннадий Скляр, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле.

«Завод планомерно развивает имеющеюся и создает новую инфраструктуру, в результате чего предприятие успешно решает все поставленные задачи и реализовывает достаточно уникальные проекты. По состоянию на 2022 год заводом полностью утилизированы 46 АПЛ различных проектов и модификаций, 9 плавучих многоотсечных блоков АПЛ, 3 шестиотсечных блока АПЛ и 50 плавучих блоков ранее утилизированных АПЛ. Заводом сформированы и переданы на длительное хранение 77 одноотсечных блоков реакторных отсеков из ранее утилизированных АПЛ, из них 29 — по контрактам с иностранными заказчиками», — Виктор Шитухин, директор филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» АО «Центр судоремонта «Звездочка».

Радиационный мониторинг как один из базисов обеспечения безопасности природы и человека

«Росгидромет давно ведет свою деятельность в Арктической зоне РФ, сейчас этот регион — предмет пристального внимания и в связи с тем, что у нас идет активное развитие Северного морского пути, развитие этих территорий. Там накоплено огромное ядерное наследие, которое собираются поднимать со дна арктических морей, поэтому роль радиационного мониторинга трудно недооценить. Сетью радиационного мониторинга (СРМ) Росгидромета уже давно ведутся регулярные наблюдения в Арктике, там проводятся регулярные наблюдения за радиационной обстановкой», — Маргарита Каткова, заведующая лабораторией ФГБУ «НПО «Тайфун», Росгидромет.

«Средние значения МАЭД на территории о. Кильдин и с. Териберка не превышает среднегодовое значение для Мурманской области 0,10–0,13 мкЗв/ч. Содержание техногенных радионуклидов в окружающей наземной середе и прибрежной морской акватории находится на уровне глобальных выпадений. Доза внешнего облучения формируется за счет источников природного облучения (вклад техногенного облучения составляет 0,7%). Доза внутреннего облучения от потребления пищевых продуктов составляет 1,3 мкЗв/год», — отметил Виталий Старинский, научный сотрудник, ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России.

Решение вопроса о затопленных АПЛ — один из ключевых приоритетов для России

«Было проведено радиационное обследование АПЛ К-27 и оценка радиационной обстановки вблизи К-27. Первичное обследование показало, что МЭ на расстоянии 1–2. От легкого корпуса АПЛ К-27 составляет не более 8,3 нЗв/ч, что значительно меньше средних значений радиационного фона на поверхности суши (с учётом экранирования воды). Результаты работы оцениваются достаточно положительно. Научная программа экспедиции выполнена в полном объеме», — Николай Книвель, заместитель начальника Управления нераспространения и физической защиты НИЦ «Курчатовский институт».

«Основных возможных варианта обращения с затопленными АПЛ К-27 и Б-159 три — это «Мониторинг состояния АПЛ», «Захорнение» («Саркофаг») и «Подъем». Мониторинг АПЛ обязателен, начиная с этапа развертывания работ по обращению, но не решает проблем с АПЛ и является отправной точкой для принятия решения по последующим вариантам обращения. Захоронение (саркофаг) обеспечивает локализацию возможной области заражения акватории, но не обеспечивает гарантированного решения проблемы загрязнения по причине невозможности предотвращения утечек и гарантированного создания герметичного укрытия при возникновении самопроизвольной цепной реакции в РУ АПЛ. Подъем — технически и технологически сложная задача, зависящая от состояния корпусных конструкций АПЛ и элементом РУ АПЛ, но решающая проблемы с предотвращением загрязнения и распространения загрязнений акваторий и портов Мурманск и Архангельск», доложил Олег Власов, главный конструктор проекта АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».

«Важно отметить результаты работ по утилизации АПЛ и судов АТО. По состоянию на 25.07.2022 подготовлены и находятся на хранении 134 блока, в т.ч. 123 блока реакторных отсеков АПЛ», — Сергей Алекминский, директор СЗЦ «СевРАО» — филиала ФГУП «ФЭО».

Проблемы

Деструктивная позиция западных стран препятствует решению глобальных экологических проблем

«Как вы знаете, в настоящий момент западные страны фактически объявили бойкот России в рамках Арктического совета. Конечно, это не может не вызывать озабоченность, все те важные для всех стран региона вопросы, включая и защиту окружающей среды, экологическую безопасность сейчас остались в тени, но не потеряли своего актуального значения. Подчеркну, что ликвидация накопленного экологического ущерба, в том числе подъем радиоактивных и опасных объектов остается нашим неизменным приоритетом. <…> Этот вопрос становится с каждым годом все более актуальным по мере дальнейшего экономического освоения Арктической зоны Российской Федерации, включая развитие Северного морского пути, интенсивность судоходства по которому будет лишь возрастать», отметил Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России.

«Затопление радиоактивных отходов в Атлантике в разные годы и в различных объемах проводили (по степени увеличения массы затопления): Италия, Германия, Швеция, Швейцария, Франция, Нидерланды, Бельгия, США, Великобритания (в основном в Северной Атлантике, в Ла-Манше, Бискайском заливе, вблизи Восточного побережья). При этом не все источники представляют радиоэкологическую опасность. Опасность разрушения защитных барьеров затопленных объектов, содержащих ОЯТ со временем возрастает. <…> Актуальной задачей является реабилитация Арктических акваторий», — Олег Муратов, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом».

Развитие Северного морского пути требует решения всего комплекса задач в регионе

«Обустройство Северного морского пути и превращение его в мировой транспортный коридор, который будет эффективно работать на страну и на весь мир невозможно без решения всех тех проблем, которые накопились за все эти годы. Речь идет о подъеме наших атомных лодок, но при этом корпорации «Росатом» предстоит создать не только новый ледокольный и сопутствующий флот, не только управлять Северным морским путем. Корпорации предстоит создать инфраструктуру работы и жизни на берегу, новую систему связи. Решение таких задач невозможно без объединения усилий ведомств, финансовых институтов», — Геннадий Скляр, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле.

«По оценкам в береговой полосе, в акватории Кольского залива находится более 100 затонувших объектов. Общая площадь затонувших судов других конструкций на дне Кольского залива — порядка 3 тысяч гектар. Есть затонувшие суда, на которых есть топливо, в том числе и ядерные материалы. <…> Расчистка Кольского залива и в целом акватории Баренцева моря, северного бассейна от затонувших судов — это и решение вопросов, связанных с миграцией рыбы (Кольский залив является водоёмом высшей рыбохозяйственной категории), это и содействие развитию внутреннего туризма, решение вопросов экологии и многих других вопросов, исключительно важных в широком международном контексте. <…> Есть целый ряд вопросов, не в полной мере урегулированных действующим российским законодательством, касающихся затопленных объектов на внутренних морских водах» — оценил имеющиеся проблемы Константин Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Мурманская область), член Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.

«Основными источниками радиоактивного загрязнения Арктической зоны РФ и архипелага Новая Земля являются: ядерные испытания 1945–1990 гг. на архипелаге Новая Земля; Чернобыльская авария 1986 г.; западноевропейские заводы по переработке ядерного топлива; радиохимические предприятия России; Кольская и Билибинская АЭС; радиоизотопные термоэлектрические генераторы (Республика Саха (Якутия), остров Врангеля); подземные ядерные взрывы; повышенные уровни природных радионуклидов при добыче нефти и газа на шельфе», — отметила Маргарита Каткова, заведующая лабораторией ФГБУ «НПО «Тайфун», Росгидромет.

«Для реабилитации Арктической зоны РФ от ЗЯРОО и постоянного мониторинга радиационной ситуации в Арктике необходимо проведение серии специализированных экспедиций, подготовка которых потребует создания уникального комплекса научно-технологического обеспечения работ», — Алексей Казеннов, начальник лаборатории, НИЦ «Курчатовский институт».

Проблемы подъема опасных объектов в Северном Ледовитом океане должны решаться совместно

«Проблема вышла за пределы Российской Федерации, она стала предметом обсуждения международной общественности, правительств стран. В 2002 году на заседании с участием нашего Президента было подписано заявление о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения. В этих рамках были приняты соответствующие межправительственные соглашения как на двухсторонней, так и на многосторонней основах. На текущий момент времени они существуют и действуют. В принципе, ими можно было бы пользоваться, только большая часть стран, с которыми мы взаимодействовали и готовы взаимодействовать — отказались от того, чтобы заниматься этим вопросом. Для того, чтобы определить приоритеты в этой тематике с участием наших ученых и международной общественности была проведена всесторонняя оценка опасности и проведено ранжирование, разработаны интегральные оценки экспертов радиационной опасности. Наибольшую опасность представляли объекты, расположенные на берегу, это объекты береговой технической базы в губе Андреева, Гремихе, плавучая техническая база «Лепсе», суда обеспечения», — отметил Анатолий Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи, Госкорпорация «Росатом».

Необходимо выявить и классифицировать наиболее опасные объекты

«Первоочередной задачей, которую следовало решить — подготовка исходных данных для дальнейшего анализа. Основной массив исходных данных был взят из реестра подводных потенциально опасных объектов, который был создан и поддерживается МЧС России. Эти данные были проанализированы и в случаях, когда это требовалось — скорректированы и дополнены. Следующая поставленная задача была выявить наиболее опасные в радиологическом отношении объекты путем их ранжирования по радиационным факторам» <…> «Были определены наиболее опасные объекты в количестве 6 ед., все они содержат ядерное топливо на борту. Для каждого из этих объектов были проанализированы сценарии возможных аварий с выходом радиоактивности в окружающую среду», — Михаил Кобринский, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник, заместитель заведующего отделом, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук.

«Все объекты использования атомной энергии опасны, исключений не существует. <…> Возможные радиационные последствия. Состояние реакторной установки АПЛ К-27 и Б-159 — не известно. СЦР возможно при поступлении воды внутрь активной зоны реакторной установки. Было предположено, что вода может туда поступить в определенных объемах. Так, например, усадка теплоносителя при его остывании составляет 1,8%, что на всю активную зону составляет 3 л.», — Иван Савельев, начальник лаборатории, Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского.

«На основе проведенных оценок мы считаем, что аварии в ходе выполнения работ по подъему Б-159 без возникновения самоподдерживающейся цепной реакции повлекут выбросы в окружающую среду радионуклидов, радиационное воздействие которых на персонал, население и окружающую среду при принятии надлежащих мер не превысят допустимых уровней», — Андрей Глухов, ведущий инженер-конструктор АО «НИКИЭТ».

«С 2003 года неоднократно обсуждались и рассматривались неоднократно схемы подъемов, организация и устройство подъемов АПЛ К-27 и Б-159. На сегодняшний момент у нас только в 2021 году у нас были написаны положения, появились правила. Считаю ли я для себя, в данном случае эти корабли безопасными? Речь о безопасности не идет, здесь идет речь о минимизации тех нюансов, которые в любом случае возникнут с этим кораблем. Здесь надо это понимать и ровно на это и ориентироваться при выполнении проектных документов, о которых шла речь ранее». <…> АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» — проектант этого корабля, на нас лежит ответственность по подписанию документов, которые должны будут привести к тому, чтобы этот корабль был поднят. Со мной работает целая команда. Этой команде нужны инструменты и данные, которых нам не хватает. Данные, о которых говорил сегодня «Росгидромет» — я первый раз увидел их сегодня. Эти данные существуют, но где они скапливаются, обрабатываются и координируются — у нас получается разрозненная картина по стране», — отметил в своём выступлении Олег Власов, главный конструктор проекта АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».

Решения

Россия должна опираться на собственные силы в вопросах обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Арктике

«До февраля 2022 года Росатом совместно с МИД России и Минвостокразвития России прорабатывали возможности реализации проектов в рамках «Ядерного окна» Природоохранного партнерства Северного измерения (ППСИ), реабилитации территорий арктической зоны, где находятся затопленные и затонувшие объекты с отработанным ядерным топливом. Однако 8 марта Еврокомиссия, Исландия и Норвегия выступили с совместным заявлением о приостановке сотрудничества с Россией по линии Северного измерения, сегодня взаимодействие по линии ППСИ заморожено, что конечно не может не вызывать сожаление. Отмечу, что в сложившейся ситуации мы со своей стороны остаемся открытыми к диалогу со странами-партнерами Совета по вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе. <…> В тоже время мы намерены развивать сотрудничество и уже делаем это — не только с арктическими странами, но и с неарктическими государствами, разделяющими наши подходы к устойчивому развитию арктического региона. <…> Очевидно, что в нынешних условиях мы должны делать ставку на имеющиеся у нас компетенции, их дальнейшее развитие и совершенствование. Это позволит успешно решить соответствующие задачи, обозначенные Президентом Российской Федерации в стратегии развития Арктической зоны до 2035 года», — подчеркнул Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России.

«Та задача, которую мы сегодня обсуждаем, в новых условиях должна решаться прежде всего за счет консолидации наших собственных ресурсов внутри страны. При этом, конечно, международное сотрудничество с дружественными странами нам нужно тоже освоить. Если это задача стратегическая, если это в интересах страны — то мы должны задать вопрос нашим крупным сырьевым корпорациям, прежде всего тем, которые заинтересованы в развитии Арктики и Северного морского пути, и сказать им «ребята — участвуйте». Не только федеральный бюджет, не только федеральная программа и решения Президента должны быть, необходима серьезная работа по поиску партнеров, которые вместе с нами эту задачу решат», — выразил уверенность Геннадий Скляр, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле.

«Мы активно работаем с коллегами — сенаторами и депутатами Государственной Думы в целях совершенствования нашего законодательства. <…> У нас отсутствуют правила учета бесхозяйных судов в пределах акватории внутренних морских вод Российской Федерации, которые были бы аналогичны правилам учета бесхозяйных судов на внутренних водных путях страны. <…> Необходимо создание полномочного органа, за которым была бы закреплена обязанность по установлению собственника затопленного имущества во внутренних морских водах и т.д. <…> В решении таких, особенно чувствительных вопросов подъема судов, содержащих ядерные материалы без научного и экспертного потенциала нашей корпорации «Росатом» абсолютно не обойтись», — Константин Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Мурманская область), член Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.

«Сейчас можно с удовлетворением отметить, что создана обеспечивающая инфраструктура, которая позволяет на территории радиационных и ядерно-опасных объектов, на территории Мурманской области осуществлять обращение с ядерным топливом, радиоактивными отходами. Внутри каждого объекта строится своя производственная программа, на которую выделяются соответствующие финансовые средства. В этой схеме ежегодно получаются определенные результаты, снижающие радиационный потенциал Мурманской области. <…> Для того, чтобы снизить ядерный потенциал Мурманской области необходимо было принять соответствующее решение, разработать технологию и внедрить её там на Урале. Когда рассматривались подходы мы не знали каким образом обращаться с такими видами топлива, как уран-циркониевое, уран-бериллиевое. Мы сумели в Гремихе сделать производственную базу, на которой разбирается уран-бериллиевое топливо и с участием ФГУП «Атомфлот» отправляется на ФГУП «ПО «Маяк». <…> К настоящему времени филиал ФГУП «Федеральный экологического оператор» освоил технологию сбора. Сейчас на хранении находится 123 реакторных отсека от 120 подводных лодок. Также освоена технология утилизации судов обеспечения — не менее сложная технология разборки судов, нежели подводных лодок. Имеются уникальные технологии утилизации реакторных отсеков с использованием погружного судна. <…> Выходит на производственные мощности береговой комплекс по обращению с радиоактивными отходами в Сайде. Северный морской путь очищен от радиоизотопных термогенераторов (РИТЕГи). Итоги — более чем на 50% уменьшился активный потенциал, проблемы ядерных объектов на берегу стабильно снижаются и теперь можно повернуть голову на решение проблем в море (потенциал активности морских объектов оценивается в 1 млн. Ки)», — описал имеющиеся решения и опыт Анатолий Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи, Госкорпорация «Росатом».

«Пожелание по долгосрочному мониторингу — его эффективность будет значительно выше, если будут разработаны адекватные модели, прогнозирующие риск разгерметизации тех защитных барьеров, которые сегодня существуют и во-вторых, будет разработан на случай такого аварийного события — план аварийного реагирования для минимизации и предотвращения такой ситуации», — Михаил Кобринский, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник, заместитель заведующего отделом, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук.

«Экспедиционные обследования арктических морей проводились Росгидрометом совместно с другими заинтересованными организациями, часть мероприятий была проведена в рамках международного сотрудничества с норвежскими коллегами. Сейчас Росгидромет осуществляет работы по экспедиционному обследованию заливов Новой Земли в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» и основная цель этих обследований — это радиационный мониторинг в местах затонувших затопленных АПЛ. <…> Направления развития сети Росгидромета: техническая модернизация пунктов наблюдений, радиометрических лабораторий и групп; расширение сети наблюдений за компонентами природной среды; морские научные исследования в Арктической зоне РФ — на будущий год мы идем на остров Кильдин (К-159), а также развитие методов оценок и качества окружающей среды в Арктической зоне РФ», — Маргарита Каткова, заведующая лабораторией ФГБУ «НПО «Тайфун», Росгидромет.

Приоритет страны — безопасное обращение с затонувшими АПЛ в Арктике

«Зная, с чем мы имеем дело и как с этим работать, в 2021 г. ФЭИ разработал положение по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при обращении с АПЛ К-27 и Б-159. В этом документе задали понятия: проектная документация, нормальный и безопасный режим работы, их условия и пределы, ЯОЗ, ЯОР, ЯОУ, ЗР, участники работ (головной исполнитель работ, организация научного руководителя, государственная комиссия, оперативный персонал, аварийно-спасательные формирования, группа экспертов и др.), их функции и ответственность и др. В этом документе заданы принципы обеспечения безопасности, заданы количественные критерии безопасности исходя из максимально возможной СЦР, заданы безопасные расстояния для расчета ядерно-опасных зон и зон работ (исходя из возможных радиационных последствий, которые были оценены)», — отметил Иван Савельев, начальник лаборатории, Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского.

«При разработке проектных документов по подъему АПЛ Б-159 необходимо учесть риски возникновения и развития аварийных ситуаций, проработать их возможные сценарии, а также выполнить расчеты в обоснование ядерной безопасности. Необходимо также разработать специальные требования по обеспечению ядерной безопасности при подъеме АПЛ Б-159, транспортирования корабля к месту утилизации и утилизации на судоремонтном предприятии с учетом возможных сценариев развития аварийных ситуаций», — подчеркнул Андрей Глухов, ведущий инженер-конструктор АО «НИКИЭТ».

«Хотелось бы, чтобы через сегодняшнюю конференцию было приведено в единое место все исходные данные, проанализированы и было выработано два направления, которые потом как две дороги должны сойтись. Это ядерная и радиационная безопасность и средства, которые мы должны анализировать. <…> Необходимо комплексно подойти и пересмотреть результатов ранее выполненных работ с учетом прошедшего времени и новых отработанных способов судоподъема и новых технических средств. <…> АО «СПМБМ «Малахит», как проектант АПЛ Б-159 и АПЛ К-27, предлагает считать в качестве приоритетного направления обращения с АПЛ вариант обращения с объектами — «Подъем», реализуя сотрудничество совместно со всеми заинтересованными организациями», — Олег Власов, главный конструктор проекта АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».

«При определении современных подходов к выбору технологии подъема крупногабаритных затонувших объектов необходимо принимать во внимание, что технология должна предусматривать применение судоподъемного комплекса, который в наибольшей степени соответствует условиям подъема конкретного затонувшего объекта. Судоподъемный комплекс должен быть сформрован из технических элементов, которые реально существуют, уже освоены работающим персоналом и те технологии и средства, которые уже были проверены на практике в области судоподъема. Таким образом затонувший объект будет поднят в установленные сроки, с минимальными затратами и главное — безопасно», — Андрей Краморенко, д.т.н., НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

«Предлагаем внести в концепцию утилизации АПЛ К-27 следующие предложения: рассмотреть возможность разделения АПЛ до подъема на три части: носовую оконечность, трехотсечный блок, кормовую оконечность. После подъема передать трехотсечный блок с невыгруженным ОЯТ в береговое укрытие ПДХ РО «Устричный». Носовую оконечность, кормовую оконечность, в зависимости от радиационной обстановки, передать на утилизацию предприятиям Северо-Запада России (СРЗ «Нерпа»)», — Ринат Низамутдинов, начальник отдела АО «НИПТБ «Онега».

«Ведется подготовка нормативного документа по реабилитации Арктической зоны РФ от затопленной и затонувшей АПЛ К-27 и Б-159 с отработавшим ядерным топливом. Было обеспечено взаимодействие с 13 ФОИВами и организациями в целях подготовки долгосрочной программы по реабилитации Арктической зоны РФ. Организатором и координатором работ по подъему и утилизации АПЛ К-27 и Б-159 определена Госкорпорация «Росатом». В настоящее время необходима подготовка детального обоснования в Правительство Российской Федерации», отметил — Анатолий Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи, Госкорпорация «Росатом».

Национальная система ядерной безопасности и радиационного мониторинга должна выйти на новый уровень

«Актуальным является разработка концептуального проекта специального судна, предназначенного для проведения работ с подводными и надводными ЯРОО. На этом судне должен быть размещен специализированный комплекс уникальных средств поиска подводных объектов и исследования радиоактивных полей в морской среде, который будет востребован как в работах по реабилитации Арктики от «ядерного наследия», так и в будущих работах по обеспечению ядерной и радиационной безопасности», — Алексей Казеннов, начальник лаборатории, НИЦ «Курчатовский институт».

«Актуальным вопросом является предложение по созданию подсистемы радиоэкологического мониторинга и оперативного реагирования на Северном морском пути. Предпосылками создания подсистемы являются: рост перевозок по Северному морсому пути с применением ядерных ледоколов, рост перевозок радиоактивных материалов, наличие затопленных ЯРОО в арктическом регионе. Еще одним важным моментом является постоянный радиационный мониторинг — как важнейшего элемента обеспечения ядерной и радиационной безопасности на СМП с учетом его глобальной стратегической роли. Наконец важными факторами является обеспечение адекватного научно-обоснованного информирования органов власти, населения и СМИ о любой ситуации на СМП, связанной с радиационным фактором в режиме 24/7», — Сергей Красноперов, зав. отделением ИБРАЭ РАН.

Поделиться