16.06.2022

Международный семинар по судостроению и судоремонту в Арктике

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Участники отрасли готовы отдавать приоритет российским компаниям


«Что в судостроении, что в судоремонте, естественно, мы не закрываемся и будем работать при необходимости в кооперации с нашими коллегами из дружественных стран, но при этом отдавая приоритет отечественным предприятиям», — директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Борис Кабаков.

«Мы сможем дать гарантированное решение тем компаниям, которые в рамках ныне повышающейся их маржинальности могут себе позволить заплатить за строительство этого флота в том числе в Российской Федерации. В данном случае мы говорим и про химиков, и про удобренщиков, про угольщиков и нефтяников», — председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.

«На конец 2021 года объем судоремонтных услуг, которые суда осуществляли на территории Мурманской области, и на тех мощностях судоремонтных, которые сейчас работают в нашем регионе, составлял всего 27%. То есть основные деньги наши судовладельцы платили за судоремонт в странах Европы. В основном это Норвегия, Польша, другие страны. Это касается в первую очередь нашего рыболовного флота. Но сейчас все судовладельцы смотрят, что можно сделать в нашем регионе», — заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова.

Регионы усилили работу по подготовке кадров под растущие потребности судоремонтной отрасли

«Еще один важнейший вопрос, который мы сейчас решаем, — это обеспечение отрасли кадрами. У нас в судоремонтной отрасли работает порядка 10 тыс. человек. Конечно, кадры в основном уже пенсионного возраста, тем не менее люди передают свой опыт. У нас создана программа "колледж-завод" на базе нашего Индустриального колледжа, где наши судоремонтные предприятия целевым образом готовят кадры для себя. В этом году мы открываем еще три инженерных класса в школах, судоремонтные классы, которые будут двигаться по траектории среднего и высшего образования на базе нашего Мурманского государственного технического университета», — заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова.

«У нас сегодня, по-моему, семь учебных заведений высшего и среднего профессионального образования готовят специалистов для этой отрасли — инженеров, техников, сварщиков и так далее. В среднем по году — 311 специалистов, которые в отрасль поступают со всех этих учебных заведений. Конечно, этого недостаточно. Но под планы расширения объемов судоремонта можно выстраивать и совершенно другие программы переподготовки, чем мы и занимаемся. Мы запустили стратегию кадровую в регионе», — губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.


ПРОБЛЕМЫ

Ремонт судов требует дополнительной инфраструктуры 

«Прогнозируется существенный рост грузопотока — это и твердые ископаемые, и углеводороды. Но для этого нужны два условия — обеспечение судами: ледокольный флот, грузовой флот, вспомогательный флот. Это и грузоремонт. У нас сегодня 50 крупных и 100 малых ремонтных предприятий, судоремонтных. Но, судя по участникам рынка, это <...> дорого и долго. Его надо срочно преобразовывать», — директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.

«Мы ощущаем дефицит судоремонтных мощностей, особенно в Арктической зоне, на Дальнем Востоке. Здесь нам предстоит совместно решить ряд принципиальных задач», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Мы посмотрели график работ на ремонт и обслуживание судов. Год назад в среднем это составляло 3-4 месяца, запись на ремонт. В начале года это уже было — с учетом увеличившегося объема перевалки, перевоза грузов — 7-8 месяцев. На сегодняшний день наши предприятия принимают заказы на май-июнь 2024 года», — губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.


РЕШЕНИЯ

Господдержки, развитие Северного морского пути и обнуление НДС


«Задачи, которые поставлены Президентом Владимиром Путиным — обеспечить не менее 80 млн тонн перевозки грузов по СМП к 2024 году и 150 млн тонн к 2030 году. <…> До 2030 года мы должны построить не менее 55 судов. <…> По поручению Президента Российской Федерации мы разрабатываем перечень мероприятий по развитию Северного морского пути до 2035 года. Там мы предусматриваем большой комплекс мер. <…> У меня большая мечта, чтобы нам сначала Минфин РФ обеспечил это финансовым ресурсом, потом наши судостроители обеспечили своевременное выполнение этого заказа, и потом судоремонтники», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Про нулевую ставку НДС. Мы сейчас активно с Минфином РФ работаем. <…> Уверены, что с коллегами найдем общий язык и эту норму примем. Потому что до 2004 года эта норма существовала, и у нас судоремонт тогда в Российской Федерации рос достаточно значительными темпами. Мы коллегам объясняем, что выпадающие доходы от принятия такой меры будут нивелированы теми косвенными налогами, которые появятся при увеличении объема судоремонта», — директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Борис Кабаков.

«Нам нужно решить <…> проблемы, связанные с обнулением НДС, о чем очень много говорили. Что сразу же даст двадцатипроцентную выгоду по сравнению с теми же самыми норвежскими верфями. <…> Нам самим нужно поработать над структурой, чтобы <…> накладные расходы, которые несет вефь двойного назначения, некоторым образом вывести за скобки для того, чтобы судоремонт развивался», — председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Поделиться