4 июня 2020
Онлайн Офлайн

Арктический туризм — новые вызовы для бизнеса

Направление: Арктический туризм

Место проведения: Онлайн

Эксперты обсудили туристические маршруты по Арктике.

Туристические маршруты по Арктике пока далеки от первых мест рейтингов востребованных направлений: выбирая, куда поехать, многие останавливаются на привычных вариантах — Центральная часть России, Европа, Турция и Египет. Между тем арктический регион знаменит уникальной и совершенно невероятной природой. О том, что делается сегодня для развития туризма в Арктике, насколько развита туристическая инфраструктура и с какими сложностями приходится сталкиваться в процессе развития этого направления, ИД «Коммерсантъ» вместе с АНО «Экспоцентр “Заповедники России”» и при поддержке Минприроды России поговорил в прямом эфире онлайн-конференции.

Арктика «покрыта» стереотипами про вечный холод и бесконечный лед, ехать долго, смотреть нечего. Последнее утверждение и вовсе откровенная клевета, поскольку сам регион — настоящая природная сокровищница. Именно поэтому в стратегии развития арктической зоны России ключевое место занимает туризм. Соответствующий документ утвержден президентом РФ 5 марта и предусматривает освоение Арктики до 2035 года, напомнил модератор конференции, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели.

Говорить о том, что туризма в Арктике вовсе нет, тоже неверно. Существует даже мировой рейтинг ее популярности, правда Россия занимает в нем только пятую строчку. Ежегодно поток российских туристов в Арктику составляет чуть больше 1 млн человек. Отдохнуть и насладиться красотами природы при этом едет только половина из них. Вторая половина — это деловые туристы, то есть те, кто приезжает сюда в командировку, на мероприятие и в силу других, никак не связанных с отдыхом причин. Мировой же ежегодный поток туристов в Арктику варьируется от 10 млн до 11 млн человек.

«Нас опережает Северная Норвегия, туристический поток которой составляет почти 3 млн человек в год, Исландия и Аляска, — комментирует модератор конференции, управляющий директор EastRussia, член Общественного совета при Минвостокразвития России Леонид Агафонов.— Больше всего туристов принимает у себя Мурманская область. Сюда приезжают более 400 тыс. человек. Вторым лидером по распределению потоков считается Архангельская область, которая принимает свыше 200 тыс. туристов. Затем идет Карелия и Ямал с показателями в 170 тыс. и 180 тыс. человек соответственно. Меньше всего туристов в Якутии — всего 5 тыс. человек».

На всей территории арктической зоны находится 539 гостиниц, действует 126 туроператоров. За последние два года, до наступления кризиса, связанного в том числе и с пандемией коронавирусной инфекции, когда все границы встали, наблюдалась положительная динамика прироста туристов и, соответственно, выручки туристических компаний. Запуск госпрограммы по освоению арктического региона России запустит новый виток роста существующей инфраструктуры, уверены эксперты.

В ногу с оптимистичными прогнозами идет и реалистичный взгляд на задачу развития туризма в Арктике. Для государства она достаточно сложная — вложений требует больших, а срок окупаемости этих инвестиций очень долгий, больше 10 лет. При этом нарастить турпоток в десятки раз в Арктику при всем желании невозможно. И дело тут не только в информированности населения о преимуществах туризма в этот регион и наличии высокого интереса к его природным красотам, сколько в том, что нельзя допустить негативного антропогенного воздействия на окружающую среду арктической зоны. Экология Арктики достаточно хрупкая и по-настоящему массовых набегов просто не выдержит.

Тем не менее развитие арктического туризма остается приоритетной задачей, отметил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков. Прежде всего из-за наличия развитой инфраструктуры. Она строится и существует за счет малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, создает рабочие места для местного населения и благодаря которому пополняется региональный бюджет. Во-вторых, миссия, которую ставит перед собой правительство РФ. Россия — крупнейшая арктическая держава, а Арктика — удивительно красива. Таких мест на планете мало, поэтому главная задача заключается в том, чтобы популяризировать эту красоту среди россиян. И третий момент — поддержка делового туризма, который в принципе приводит к росту экономики, подчеркнул эксперт.

По прогнозам чиновников туристический поток в Арктику должен увеличиться до 3 млн человек в год. Это именно тот допустимый с точки зрения антропогенной нагрузки на экосистему предел туристов, который позволит сохранить экологические принципы хозяйственности в арктической зоне. Для достижения показателя в 3 млн туристов ежегодно отведен срок в 15 лет, а работа по его реализации началась уже не только в кабинетах министров, но и непосредственно на местах. Например, муниципалитет Таймыра и Агентство развития Норильска занимаются детальной разработкой стратегического документа, согласно которому будут регулироваться все направления туризма в регионе.

По словам директора Агентства развития Норильска Максима Миронова, в работе находится мастер-план развития туристического кластера «Арктический». Сохранить хрупкую природу Арктики, несмотря на растущий интерес туристов к заповедным местам и охраняемым территориям, самое важное в процессе развития арктического туризма, уверен он, поэтому главная задача документа — рассчитать антропогенную нагрузку на экосистему полуострова Таймыр. Для этого в аэропорте Норильска уже установлены специальные кнопочные планшетные счетчики туристов. Точно такие же планируется поставить и в морском порте Дудинка. Такая система подсчета вкупе с географическим положением полуострова позволит очень точно просчитать существующий и спрогнозировать будущий туристический поток, уверен эксперт.

Также в мастер-плане туркластера «Арктический» прописываются понятные и четкие условия для инвесторов, отметил господин Миронов. Известно немало печальных случаев, когда хаотичное развитие локации приводило к тому, что крупным инвесторам, готовым зайти на территорию, уже нельзя было предложить выгодных мест для работы. Формирование инфраструктуры и ее дальнейший рост должны проходить в рамках определенной концепции, в этом случае и предложения для инвестиций будут выглядеть привлекательно, и сам регион представляется более выигрышно.

На территории арктической зоны немало красивых мест, которые при верном позиционировании станут полноценными точками притяжения, поддерживает коллег заместитель генерального директора по стратегии и развитию «Роза Хутор» Ольга Ляхова. Однако для этого придется проделать немалую работу. Основная проблема региона с точки зрения организации туристических потоков — отсутствие нормального пассажирского круизного порта, который можно было бы называть воротами в Арктику. Его наличие позволит консолидировать турпотоки и занять лидирующую роль в этом направлении. Например, бухта Лиинахамари могла бы выполнять эту роль, отметила эксперт. Пока же Россия в сфере круизного туризма проигрывает мировому опыту.

Развивая туристические направления в места особо охраняемых природных территорий, следует помнить еще и о том, что добраться до них проблематично. Например, Национальный парк «Русская Арктика» расположен в высокоширотной части Арктики, ближе к Северному полюсу. Добраться туда можно либо по воде, либо по воздуху. Но даже при условии, что судно выйдет из порта Мурманска и будет идти на максимальной скорости, в парк оно прибудет через двое суток. Разброс архипелагов национального парка настолько большой, что перевозить туристов вертолетом также невозможно — объем топлива не позволяет. Поэтому, если говорить о создании комфортных условий для туристов, следует подумать о возможности увеличить присутствие инфраструктуры для гражданской авиации, подчеркивает директор ФГБУ «Национальный пар “Русская Арктика”» Александр Кирилов.Вертодромы, например, позволят осуществлять вертолетные путешествия с одного архипелага на другой. А если завести специализированные круизные суда, то это повысит привлекательность данного направления у путешественников.

Пока же Национальный парк «Русская Арктика», планируя свое дальнейшее развитие, делает ставку на соседний архипелаг Шпицберген. Он находится под управлением Норвегии и представляет собой освоенную, хорошо развитую арктическую территорию, обладающую к тому же всей необходимой инфраструктурой, в том числе и авиадоступностью.

Многое для развития арктического туризма делается и в Мурманской области. Половина турпотока из России открывает для себя Арктику именно отсюда. Во-первых, сказывается транспортная доступность — всего два часа лета от Москвы и полтора часа из Санкт-Петербурга. Современный морской порт с быстрым контролем прохождения пограничного и таможенного контроля находится тоже здесь. Он принимает как небольшие, так и крупные круизные лайнеры. Председатель правления Союза туриндустрии Мурманской области Олег Теребенин в связи с этим заверяет, что регион нацелен на массовый туристический поток.

По словам эксперта, последние шесть лет в Мурманской области наблюдается положительная динамика роста туристов. На Север едут со всего мира, поэтому каждый год идет работа по улучшению условий для путешественников и обеспечения их безопасности. Из последних примеров — инвестиции в строительство дороги: Правительством РФ выделены средства для того, чтобы проложить твердое покрытие 40 км до села Териберка. Это ключевой населенный пункт области, который, по ближайшим прогнозам, должен стать полноценной точкой притяжения для туристов. Уже сейчас в 50 км от Мурманска в сторону этого села расположено одно из популярных туристических мест — уникальный объект «Аврора village». Если вы хотите увидеть Северное сияние, вам сюда!

Несмотря на активную масштабную работу по развитию арктического туризма, массовым он не станет, убеждена заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова. «Для того чтобы двигаться в этом направлении и достичь каких-то успехов или хотя бы положительного опыта, мы все должны помнить о нескольких составляющих, которые необходимо учитывать в стратегии развития арктической зоны, — говорит госпожа Панова.— Прежде всего это достаточность мер для обеспечения безопасности как человека, потому что он едет в Арктику, так и природы. Во-вторых, наличие транспортной инфраструктуры, IT-инфраструктуры, которой на сегодняшний день недостаточно, а где-то и вовсе нет. Например, далеко не во всех заповедниках проведен интернет, а ведь люди, приезжая туда, хотят поделиться сделанными фотографиями. И, наконец, третья составляющая — качество сервисных услуг и наличие туристической инфраструктуры, которой в этом регионе недостаточно».

Арктика — территория коренных малочисленных народов Севера, вовлекать их в развитие туристической инфраструктуры просто необходимо, уверена эксперт. Благодаря этому рост получит малый и средний бизнес региона, появятся отели и хостелы. В Арктике не нужны большие пятизвездные гостиницы, большим спросом будут пользоваться небольшие экологичные места для проживания, где люди могут отдыхать с комфортом и чувствовать атмосферу Севера.

Также стоит помнить о том, что путешествие в Арктику требует особой подготовки. В арктической зоне на первое место выходят вопросы безопасности: сложные погодные и географические условия обязывают всегда оставаться на связи службам спасения и МЧС. Именно поэтому туристам настоятельно рекомендуют путешествовать по Арктике в составе туристических групп или по уже сформированным маршрутам. В национальных парках более безопасно для туриста, чем на дикой тропе: люди, работающие в парках, понимают, куда идти, когда это лучше делать, где и что посмотреть, какие меры для сохранения здоровья следует соблюдать.

Все, кто едет в Арктику, должны также отдавать себе отчет в том, что им предстоят длительные прогулки, сплавы, автомобильные поездки по плохой дороге. Автомобильных дорог в регионе в принципе практически нет, отмечает госпожа Панова. В Архангельской области из почти 4 тыс. поселений только половина может похвастаться дорогами с твердым покрытием. В Ненецком округе их и того меньше. Из-за хрупкой экосистемы проложить дороги можно далеко не везде. На этом фоне самым перспективным направлением арктического туризма остается круизный. Рост путешественников в заповедниках и национальных парках происходит там, куда заходит круизный лайнер. В основном, конечно же, это иностранные суда. С точки зрения безопасности, качества и степени износа эти корабли в полном порядке. Нашей стороне с этим еще предстоит работать, подытожила эксперт.

Еще один момент, как говорится, последний, но не менее важный, — стоимость путешествия. Поехать в Арктику существенно дороже, чем в Турцию или Египет, и дешевым это направление никогда не станет. В сумму закладываются такие факторы, как труднодоступность, безопасность, уникальность и другие. Путешествие по Чукотке, например, обойдется в 250 тыс. руб. и больше. Поездка на знаменитое плато Путорана, которое выбирают чаще всего для знакомства с Арктикой и где присутствует налаженная туристическая инфраструктура и популярные развлечения, будет стоить 90–100 тыс. руб. за неделю полноценного отдыха, перечисляет генеральный директор Russia Discovery Вадим Мамонтов.

Интерес к арктическому туризму спровоцировал туроператора на создание новых маршрутов по Арктике. Например, в программе предложений появились два новых маршрута по Ненецкому автономному округе. Его средняя стоимость составит 50–60 тыс. руб. за пять-шесть дней. Настоящие экстремалы могут присоединиться к экспедиции по Таймыру. Она проходит по непопулярным для посещения большей части туристов, но безумно красивым местам и обойдется достаточно дорого — более чем 300 тыс. руб. По словам господина Мамонтова, уже заметен интерес к такому формату путешествий. Ну а для тех, кто стремится на природу, но не хочет при этом лишаться благ цивилизации, в Арктике есть чудесное предложение — глэмпинг на Кольском полуострове. Он устраивается ежегодно и в 2020 году проходит уже третий раз.

Учитывая, какая масштабная работа идет по развитию арктической зоны, линейка популярных маршрутов в ближайшем будущем пополнится интересными предложениями путешествий по этому региону. Но уже сейчас можно смело говорить о том, что на российском туристическом рынке загорелась новая звезда — арктическая.